Урок 1. КликерИтак, первое, что я предлагаю щенку - это еду за щелчок кликера. Упражнение очень простое. Миска и кликер. Насыпаю еду в миску (немного). Пока он ест, я кликаю, чтобы он привык к звуку. Потом убираю миску, еда рассыпается по полу и за каждый кусочек кликаю. Возвращаю миску. Гранула корма в миске, клик. И так раз десять. Потом постепенно сокращаю паузу между едой и кликом. Кидаю одновременно со щелчком. Потом щелчок опережает корм. Повторяю раз десять. Делаю паузу, кликаю. Еду не кидаю! Жду, чтобы щенок сам посмотрел в миску. Если так, то даю бонус - сразу несколько гранул. Кликаю, жду реакции, кидаю корм. Если реакция на щелчок - это нос в миске, значит, ассоциация есть.
Первое занятие можно ограничить этим. К кликеру собаки привыкают либо за одно занятие, либо в течение дня.
Урок 2. Ладонь-мишеньДалее я прошу щенка ткнуться мне в ладонь. Я намазываю чем-то ладонь или просто держку какое-то время в ней корм. Ладонь пахнет и щенок тянется ее понюхать. Коснулся носом? Клик/кусок. Как правило, я кидаю кусочек на пол, чтобы собака не ассоциировала кусок с ладонью. Далее показываю ладонь и жду когда собака ткнется в него носом, кликаю и снова выставляю ладонь. Когда щенок осознанно идет к ладони и по щелчку кликера ждет лакомство - результат достигнут.
Арту потребовалось минут пять-семь, чтобы сообразить тыкаться в ладонь и получать еду. Отлично! Усложняю упражнение тем, что постепенно меняю нахождение ладони. Чуть выше, ниже, левее, правее. Потом усложняю до того, что ладонь отодвигается от щенка, когда тот тянется к ней, вынуждаяя его преследовать цель. Каждое касание носом ладони обязательно поощряется! Даже если я не успела быстро увести руку, а Арт уже в нее ткнулся. Он же выполнил свою часть - дотронулся до ладони, так что выдать поощрение я обязана. Задачу можно усложнять и упрощать - то уводя руку чуть быстрей, то намеренно замедляясь, чтобы щенок успевал коснуться носом. Он должен чувствовать себя хозяином ситуации и не терять интерес к этой игре. Позволяя щенку коснуться ладони, я слежу, чтобы он не халтурил, то есть не подстраиваюсь под него, если он начинает замедляться. Хвалю не только едой, но еще и голосом. Голос всегда идет после кликера, ведь мне нужно, чтобы правильно действие ассоциировалось с кликером, а не голосовым поощрением.
Усложняю игру в догонялки ладони до тех пор, пока щенок не будет следовать за убегающей рукой даже если та резко меняет траекторию. Зачем это нужно? О, это основа почти подо все! Трюки, послушание, самостоятельная работа на системе мишеней - очень важно, когда собака понимает что ей надо делать, а не ждет постоянной подсказки с вашей стороны. Но это после, очень сильно после.
Заключительный этап обучения ладони-мешени - это голосовая команда. Может быть любой, но я использую слово ТАЧ. По-английски это означает "касание". Можно использовать русскую команду "цель". Но есть два типа мишени, поэтому лучше разбить команды так, чтобы они не соприкасались по звучанию.
Тач - дотронься до ладони.
Цель - дотронься до мишени на полу.
Урок 3. МестоИтак, Арт умеет бегать за ладонью и знает кликер. Далее мы учим заход в клетку и команду место. Пока Арт щенок, мне нужно, чтобы он заходил и выходил из клетки по команде. К вопросу о. Клетка - это не наказание. Клетка - это место отдыха, домик. Наша клетка укрыта чехлом, потому что старший пес однажды попытался просунуть между прутьями лапу или морду, застрял и вырываясь содрал себе эмаль с зубов, погнул клетку и разодрал лапу. С тех пор на клетке всегда чехол, чтобы не было даже мысли куда-то засунуть свои лапы =)
У старших собак клетка - это зона отдыха. Они сами ходят в нее спать, им так уютней. Зато если в дом приходят гости или надо куда-то отлучиться без опасения застать по приходу сожранные вещи - клетка очень помогает сохранить все в целости.
Артур клетку не любил, поднимал поначалу шум. Сейчас он шумит только если знает, что я его услышу. Как только я выхожу из квартиры, лай стихает. Важно не поддаваться на вопли, потому что каждая реакция на его лай лишь только раззадоривает его повышать на меня тон. Если он лает без толку, лай вскоре уйдет, ведь он не будет иметь результата. Очень важно вернуться и похвалить за тишину и сразу же выпустить ребенка.
Итак, как мы учили клетку.
Артур следовал за рукой в клетку, после чего я закрывала дверцу. Открывала и снова закрывала при попытке выйти. И так до тех пор, пока я не открывала дверцу, а он оставался внутри. Клик/кусок. Закрываю дверцу, открываю. Остался на месте? Клик/кусок. Потом ввожу команду на выход - фри! Щенок вылетает, тискается. Но не кормится. Предлагаю снова зайти в клетку и выдаю ему там еду. Выход по команде фри. Пытается выйти сам? Закрываю дверцу!
Как только осваивает заход в клетку, добавляю команду - место. Он не слышит команду, но рано или поздно свяжет ее с тем, что он заходит в клетку. Далее выход исключительно по команде и простая похвала. Весь смысл в том, чтобы сделать нахождение в клетке более приятным, чем снаружи. Тогда собака сама туда рвется, чтобы ее поощрили.
Итак, Артур уверенно заходит в клетку, поощряется там и выходит только по команде. Увеличиваем постепенно время с закрытой дверью, хвалим только за тишину и спокойное сидение в ней. Из последних достижений - заход в клетку и выдержка там минут 15 с открытой дверью. Похвала, игра.
Конечно, Артур еще щенок и при закрытой дверце верещит. Тут нужно проявить терпение. Оно обязательно вознаградится спокойным нахождением в клетке и тишиной.
Артуру на сегодня 3,5 месяца. Клетка стоит на кухне, большую часть времени он ее не видит. Как только он отпускается на вольные побегушки по квартире, я слышу шум металлического поддона клетки. Клетка - первое, куда он стремится.
Урок 4. КомплексДелаем комплекс (сидеть, лежать и стоять) по задним лапам. Щенок лежит мордой ко мне. Все делаем за рукой - сидеть, лежать и стоять. Желательно, чтобы щенок не ходил никуда, но как правило он все равно вскакивает и уползает, приходится часто возвращать его на исходную позицию.
Лежать из положения стоя делаем заводом руки с куском под грудь, чтобы щенок сложился назад. По возможности без перебирания лапами и отхода назад. Движение должно быть достаточно резким, чтобы щенок не ушел, и не слишком скоростным, чтобы щенок вообще увидел руку.
Сидеть из положения лежа делаем резким рывком за затылок, чтобы щенок поднялся рывком.
Стоять из положения сидя делаю чуть ведя руку на себя, как только встал - кликаю и тут же выдаю корм.
Стоять из лежать точно так же - тяну руку на себя. Если садится - отодвигаюсь и снова прошу встать. Даже если чуть попу оторвал - хвалю все равно.
Комплекс - это сложная связка. Делают ее все по-разному, лучше с инструктором, который будет отслеживать ваши движения и корректность выполнения упражнения щенком.
Артур делает комплекс за рукой. Пока так.
Переделанный комплекс (по задним лапам)
Новый комплекс - здесь щелкаю иногда за выдержку после того, как команда была выполнена, а иногда за хорошее исполнение элемента. Но в идеале я бы этого не рекомендовала. То есть либо одно работаем, либо другое. В любом случае пауза между действием и щелчком вы должны отмерять сами. Что конкретно хотите поощрить. Я в общем и целом сначала щелкаю за то, что элемент выполнен корректно, а потом начинаю сдвигать по времени щелчок, так как в упражнение добавляется не только корректное выполнение самого элемента, но и пауза. Так как в дальнейшем мне нужна фиксация собаки, а не выполнил-пошел гулять.
По состоянию на 24/04/13 комплекс почти без изменений, постепенно добавляю жест к голосу, но пока прогресса особого не заметила. Добавляю постепенно расстояние, чтобы умел не сходить с места. Однако форсирование данного упражнения влечет целый ворох проблем - завалы, сдвиги с места, невыполнение элементов.